ИДУ НА ГРОЗУ. Ленфильм, 1965
2-серийный черно-белый художественный фильм Сергея Микаэляна по одноименному роману Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Молодой физик Сергей Крылов пытается научиться управлять грозой. Не только природа не стремиться раскрыть свои тайны, но и система отказывается помогать ему в этом. Так ХХ ли век показан в фильме? Не средневековые ли жрецы защищают свои святыни? А Дан – не мудрейший ли учитель, познавший горечь предательства, обретает холод могилы? Не с языческим ли трепетом борются повелители молний, пытаясь обуздать Зевса?
Основные сведения
Производство: киностудия «Ленфильм»
Год выпуска: 1965
Длительность: 140 мин. (1 серия – 73 мин.; 2 серия – 67 мин.)
Авторы сценария: Даниил Гранин, Сергей Микаэлян
Режиссер-постановщик: Сергей Микаэлян
Главный оператор: Олег Куховаренко
Композитор: Владлен Чистяков
Актерский состав
Крылов – Александр Белявский
Тулин – Василий Лановой
Данкевич (Дан) – Ростислав Плятт
Голицын – Михаил Астангов
Лена – Жанна Прохоренко
Женя – Виктория Лепко
Аникеев – Анатолий Папанов
Агатов – Евгений Лебедев
Ричард – Лев Прыгунов
Полтавский – Леонид Дьячков
Савушкин – Иосиф Конопацкий
Лагунов – Федор Корчагин
Из рецензий
Фролов В. Роман и экран // Советский экран. 1966. № 5. С.5-6.
Умный, необыкновенно сложный, полемический роман Д. Гранина, завоевавший сердца читателей, стал одним из лучших произведений современной советской литературы, а фильм, снятый по этому роману молодым режиссером Сергеем Микаэляном, не стал событием в нашем кинематографе. Принципиальный просчет режиссера состоит не только в том, что он несколько «театрализовал» ход и развитие сюжета, не всегда проявлял смелость в использовании метафорического языка кинематографа. С. Микаэлян пошел проторенными дорожками в приемах экранизации, ставшими просто-таки бедствием в нашей кинематографии: он стремился как можно полнее проиллюстрировать сюжетные линии романа. Правда, Микаэлян не выступает рабом каждой главы или строчки романа. Сценарий значительно отступает от первоисточника. Ушли некоторые образы, иначе и, мне кажется, «кинематографичнее» выглядит завязка, которой нет в романе. И если бы в дальнейшем, особенно во второй серии, режиссер был бы экономнее, смелее, если бы он выступал не комментатором, а художником, осмысливающим роман по-своему, фильм мог стать интересным.
Зак М. Идти к цели // Искусство кино. 1966. № 2. С.15-18.
… Авторы фильма нередко механически – будто рамками экрана – сжимают обильный литературный материал. И кадры листаются, как страницы романа, и пропадает собственно кино, и пересказ заменяет кинематографический показ.
Тишкина В. Иду на грозу // Советский фильм. 1966. № 3. С.9-10.
Создатели фильма избежали иллюстративности, которая в таких проблемных произведениях часто подстерегает авторов, и в этом им помог хорошо подобранный актерский ансамбль.
Marishka-kinolub (2010 г.): КиноПоиск
Фильм замечательный, что и говорить! А для того времени (1965 год) ещё и удивительно аполитичный. Не столько проблемы там показаны, сколько люди — такие разные, но такие «объёмные», такие живые. В этом фильме откровенно не осуждается ничей путь (и для меня это одно из основных достоинств фильма), но очень ясно показывается, что идти всегда нужно до конца, даже если по всем раскладам ты должен проиграть… Идти, просто потому что не можешь иначе, потому что перестанешь себя уважать, если отступишься. Идти за мечтой, за делом своей жизни и тогда обязательно добьёшься своего! И надо было видеть глаза Тулина в финале… (блестящая работа Василия Ланового).