Иван
Сергеевич Шмелёв (1873 - 1950)
И.С.Шмелёв
– своеобразное явление в русской классике первой половины
ХХ века. Он близок Гоголю по восприятию России. «Шмелёв теперь
- последний и единственный из русских писателей, у которого
ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»,
- писал в 1933 году А.И.Куприн.
Творчество
Ивана Сергеевича Шмелёва давно известно на родине писателя,
но лишь в начале 90-х годов ХХ века произошла долгожданная
встреча с его главными книгами – «Богомолье» и «Лето Господне».
Без них неполно наше знание о литературе русской эмиграции,
о России столетней давности, её идеалах, обрядах и обычаях,
повседневной жизни, «праздниках, радостях и скорбях, о её
вере». (Шмелёв И.С. - сост.) Эта Россия, какой её видел и
запомнил мальчик Ваня, а воссоздал пожилой писатель Иван Сергеевич
Шмелёв, навеки ее потерявший. |
|
Для жителей нашего города наибольший интерес представляет книга
«Богомолье». До Шмелёва никто так широко не развернул картину быта
Сергиева Посада конца XIX века. По мнению И.А.Ильина: «Великий
мастер слова и образа, Шмелёв создал здесь в величайшей простоте
утончённую и незабываемую ткань русского быта... Россия и православный
строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви».
Шмелёв
написал о духовном притяжении главной русской святыни – Троицы,
показал особую Русь, круг повседневной жизни человека. Иван Сергеевич
родился и вырос в купеческой замоскворецкой семье, и, естественно,
Шмелёвы совершали паломничество в обитель Преподобного Сергия. Повесть
«Богомолье» - это описание путешествия к Троице семилетнего мальчика
в компании взрослых. Повествование ведется образно и живо. Сюжет
содержит описания дорожных эпизодов и судеб богомольцев, свидетелем
которых был Ваня.
Шмелёв
соединил в повести восторженно-пытливый мир ребёнка, наблюдательность
писателя-реалиста и ностальгические воспоминания о родине. Он рассказал
о Посаде, которого, к сожалению, уже нет.
«Вот
и тихие улочки Посада, и колокольня смотрит из-за садов. Вот и её
не видно. Выезжаем на белую дорогу…А вот и место, откуда видно,
- между лесочками. Видно между лесочками, позади, в самом конце
дороги: стоит колокольня – Троица, золотая верхушка только, будто
в лесу игрушка. Прощай!» И.С.Шмелёв «Богомолье»
«Лавра
светится по краям, кажется лёгкой-лёгкой, из розовой с золотцем
бумаги: солнце горит за ней. Монах поднимает за ворота розовый огонёк
– лампаду. Тянутся через площадь богомольцы, крестятся у Святых
Ворот…В Святых Вратах сумрак и холодок, а дальше – слепит от света:
за колокольней солнце, глядит в пролёт, и виден чёрный огромный
колокол, будто висит на солнце…Великая колокольня-Троица – надо
мной. Смотрю, запрокинув голову, - креста не видно! Падает с неба
звон, кружится голова от гула, дрожит земля». И.С.Шмелёв
«Богомолье»
32.
Шмелёв, И.С. Богомолье. / И.С. Шмелёв // Лето Господне. Богомолье.
Статьи о Москве. – М.: Моск. рабочий, 1990. – С.406-537.
33.
Шмелёв, И.С. Куликово поле: Рассказ следователя / И.С.Шмелёв //
Блаженные. – М.: Лодья, 1999. – С.40-102.
Данное
произведение создано в эмиграции и основано на реальных фактах.
Это повесть об изумительном по духовной красоте чуде Преподобного
Сергия. Рассказывая о видении Преподобного простому крестьянину
на Куликовом поле и дочери профессора в Сергиевом Посаде, Шмелёв
показывает не чудо само по себе, а его влияние на обращение человека
к Богу. И становится понятно, почему «в тёмную годину, когда разверзлась
бездна, пытливые, испуганные души притекали в эту тихую вотчину,
под эти розовые стены Лавры… чего искали».
Прототипом
одного из главных героев - Георгия Андреевича Среднева - был граф
Ю.А.Олсуфьев (1869-1939), который с 1917 года жил в Сергиевом Посаде,
был заместителем председателя Комиссии по охране памятников искусства
и старины Троице-Сергиевой лавры. Крест, о котором идёт речь в повести,
находится сейчас в музее Лавры.
34.
Шмелёв, И.С. У преподобного [отрывок из повести «Богомолье»] / И.С.Шмелёв
//Духовная нива. – 1996. - №5. – С.14.
35.
Грико, Т. Шмелёвы на Арбате /Т.Грико // Москва. – 2000. - №6. –
С.174-187.
В
статье рассказывается о предках писателя, приводится поколенная
роспись семьи Шмелёвых.
36.
Карпов, И.П. Жажда праведности. И.С.Шмелёв. «Богомолье»/ И.П.Карпов
// Литература в школе. – 2003. - №2. – С.29-32.
Предлагается
методика изучения повести «Богомолье» в XI классе средней школы.
37.
Кузнецова-Чапчахова, Г. Православные основы в творчестве И.С.Шмелёва:
К 130-летию со дня рождения выдающегося русского писателя / Г. Кузнецова-Чапчахова
//Российский писатель. – 2004. - №8. – С.15.
38.
Любимова, Б.Н. Душа Родины [Вступ. статья] /Б.Н. Любимова // Шмелёв,
И.С. Лето Господне. Богомолье. Статьи о Москве. – М.: Моск. рабочий,
1990. – С.5-24.
В
статье, посвящённой жизни и творчеству И.С.Шмелёва, рассказано о
его детском путешествии в Лавру и Черниговский скит.
39.
Митрофанов, А. Богомолье / А.Митрофанов // Первое сентября. – 2002.
- №69. – С.5-6.
Приводятся отрывки из повести И.С.Шмелёва «Богомолье».
40.
Муромцева-Бунина, В.Н. О жене И.С.Шмелёва О.А. Охтерлони // Шмелёв,
И.С. Лето Господне. Богомолье. Статьи о Москве. – М.: Моск. рабочий,
1990. – С.506-507.
Упоминается
о свадебном путешествии Шмелёва на Валаам в 1895 году, совершая
которое, он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение
известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского.
41. Палагин, Ю.Н. Иван Сергеевич Шмелёв /Ю.Н.Палагин //Русские
писатели и поэты ХХ века в Сергиевом Посаде. Ч. IV: из книги «Русские
и зарубежные писатели ХIV-ХХ веков о Сергиевом Посаде». – Сергиев
Посад: ООО «Все для Вас-Подмосковье», 2009. – С.51-72.
42.
Спиридонова, Л. «Всем нам живётся невесело…»: Переписка И.Шмелёва
и А. Куприна /Л.Спиридонова //Родина. – 2000. - №10. – С.65-68.
|