Н.В.Гоголь

1 выпуск

Николай Васильевич Гоголь

Н.В.Гоголь и православие Н.В.Гоголь в Лавре Н.В.Гоголь и Аксаковы Н.В.Гоголь в Абрамцеве

2 выпуск

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю.Лермонтов в Лавре Поизведения М.Ю.Лермонтова, созданные под впечатлением от посещения Лавры

3 выпуск

Иван Алексеевич Бунин

Александр Иванович Куприн

Иван Сергеевич Шмелев

4 выпуск

Сергей Тимофеевич Аксаков

Н.В. Гоголь и православие

«Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!». Н.В. Гоголь

«Много ещё пройдёт времени, пока уразумеется вполне всё глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!». И.С. Аксаков

«В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос». К.В. Мочульский

Судьба Гоголя, так же, как и внутренний душевный мир классика, сложна и противоречива. Вот уже на протяжении более полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности. Православие играло огромную роль в жизни писателя, являлось неотъемлемой её частью. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,- писал после смерти Гоголя С.Т. Аксаков.
Н.В. Гоголь долгое время оставался «неизвестным»,не доступным в полной мере, не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений не могли по-настоящему осмыслить ни его судьбу, ни его произведения. И только сейчас совершается открытие этого классика русской литературы как глубоко христианского писателя.

1. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В.Гоголь // Собр. соч.: в 8 т. – М.: Издательство «Правда», 1984. – Т. 7. - С. 181-391. – (Б-ка «Огонёк». Отечественная классика).
В данном произведении, как в фокусе, сконцентрированы все проблемы творческой и личной биографии Гоголя. Вышедшая в 1847 году книга, открывала читателям другого, незнакомого им писателя, что вызвало её критику и осуждение. Начиная с той поры и до настоящего времени, это сочинение является предметом жарких споров.
2. Гоголь, Н.В. Духовная проза / Н.В. Гоголь; сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А. Виноградова; вступ. ст. В.А. Воропаева; худож. А.И. Ременник; ил. Ф.Г. Солнцева. – М.: Русская книга, 1992. - 560 с.: ил.
Книгу составляют наиболее значительные религиозно - нравственные произведения писателя, в большинстве своём неизвестные современному читателю. Издание иллюстрировано портретами корреспондентов Гоголя, к которым он обращался в «Выбранных местах из переписки с друзьями», и лиц ближайшего окружения писателя в последние годы его жизни.

3. Гоголь, Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе» / Н.В. Гоголь; сост. и авт. вступ. ст. И.Р. Монахова. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Книгоиздательство «Старклайт», 2007. – 160 с.
В книге собраны малоизвестные тексты Гоголя – отрывки из его писем, объединённые темой религиозно-нравственного совершенствования человека. По существу, это проповедь, направленная на преображение жизни в духе христианского идеала.

4. Гоголь, Н.В. Избранное: к 190-летию со дня рождения / Н.В.Гоголь; сост., предисл., коммент. В. Томачинского; худож. Г.А. Комаров. – Б. м.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.- 480 с.: ил.
В сборник вошли некоторые публицистические, религиозно-нравственные и богословские произведения. Среди них главы из книги «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной Литургии», а также повести «Тарас Бульба» и «Портрет» - своего рода ключ к эстетическим и духовным исканиям писателя.

5. Алексеев, В. Ко Христу взыскующее сердце / В. Алексеев // Сергиевские ведомости .- 2008. -21 ноября (№ 46). – С .15.
В статье Гоголь показан как писатель-аскет, религиозный мыслитель и публицист.

6. Виноградов, И.А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания: к 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя / И.А. Виноградов; Российская Академия Наук. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. – 448 с.

7. Воропаев, В. «Монастырь ваш – Россия!» / В. Воропаев //Гоголь Н.В. Духовная проза / Н.В. Гоголь; сост. и коммент. В.А.Воропаева, И.А. Виноградова; вступ. ст. В.А. Воропаева; худож. А.И. Ременник; ил. Ф.Г. Солнцева. – М.: Русская книга, 1992. – С. 3-33.
По утверждению автора, настоящая статья – лишь попытка наметить вехи духовного пути Гоголя.

8. Воропаев, В.А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии / В.А. Воропаев //Н.В. Гоголь и православие: сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя / сост. В.А. Алексеев; Международный Фонд единства православных народов. – М.: ЗАО «Изд. Дом «К единству!», 2004. – С.7-111.

9. Воропаев, В.А. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии / В.А. Воропаев. – М.: Православный Паломник-М, 2008. – 320 с.: ил.
Основная мысль книги – обращение к христианским основам художественного миросозерцания Гоголя даёт ключ к разрешению проблем, встающих при изучении его биографии и творчества.

10. Н.В. Гоголь и православие: сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя / сост. В.А. Алексеев; Международный Фонд единства православных народов. – М.: ЗАО «Изд. Дом «К единству!», 2004. – 480 с.
В сборник вошли работы, созданные людьми разных эпох, различного мировоззрения, но их главная цель - раскрытие духовного облика Гоголя, глубоко православного русского писателя, жизнь которого была постоянным восхождением к Богу.

11. Глянц, В. Гоголь и апокалипсис / В. Глянц. – М.: Изд-во ЭЛЕКС-КМ, 2004. – 328 с.
В книге рассматриваются апокалиптические мотивы в произведениях писателя в их развитии и преемственности. Жизнь и творчество Гоголя предстают как трагическое одиночество непонятого пророка. Автор приходит к выводу, что предчувствие ближнего конца «века сего» действительно было основной религиозной интуицией этого классика русской литературы.

12. Дунаев, М.М. Николай Васильевич Гоголь. Из книги «Православие и русская литература» / М.М. Дунаев // Н.В. Гоголь и православие: сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя / сост. В.А. Алексеев; Международный Фонд единства православных народов. – М.: ЗАО «Изд. Дом «К единству!», 2004. – С.398-411.
По-мнению автора, православное мировоззрение писателя, которое явственно проступает в сочинениях, письмах, свидетельствах современников, многочисленных документах, -ключ к пониманию его произведений.

13. Монахова, И. «Жить как христианин» / И. Монахова
// Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе» / Н.В. Гоголь; сост. и авт. вступ. ст. И.Р. Монахова. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Книгоиздательство «Старклайт», 2007. – С.5-14.

О духовных произведениях Гоголя.

14. Монахова, И. «Что может доставить пользу душе» / И. Монахова // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». - 2007. - № 9. – С.1-3.
О книге «Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе».

15. Сборник материалов конференции «Н.В. Гоголь и православие». Вып. II / Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Администрация Сергиево-Посадского района, Православная гимназия им. Преп. Сергия Радонежского. – Сергиев Посад, 2009. – 80 с.
В издание включены работы, рассматривающие жизнь и творчество писателя сквозь призму его православного мировоззрения.

16. Феодор, архимандрит (Бухарев). О героях поэмы «Мёртвые души» / Феодор (Бухарев), архимандрит // Н.В. Гоголь и православие: сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя / сост. В.А. Алексеев; Международный Фонд единства православных народов. – М.: ЗАО «Издательский дом «К единству!», 2004. – С.205-230.
Фрагмент из книги «Три письма к Гоголю, писанные в 1848 году» представляет собой глубокий и содержательный разбор «Мёртвых душ».

17. Шипошина, Л.И. И человечество двинется вперёд (Духовные поучения Н.В. Гоголя по книге «Выбранные места из переписки с друзьями» и по письмам писателя) / Л.И. Шипошина //Сборник материалов конференции «Н.В. Гоголь и православие». Вып. II / Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Администрация Сергиево-Посадского района, Православная гимназия им. Преп. Сергия Радонежского. – Сергиев Посад, 2009. – С.23-27.
Доклад учителя литературы сергиево-посадской средней школы №4 на конференции «Н.В. Гоголь и православие».

 
Муниципальное учреждение культуры «Библиотека им.А.С.Горловского»