Иван
Алексеевич Бунин (1870-1953)
“Изящный
человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев),
“...один из последних лучей какого-то чудного русского дня”
(Г.Адамович).
Таким
представляли, так оценивали Ивана Бунина современники.
В
Сергиев Посад И.А.Бунин приезжал дважды. Первый раз - в
1915 году. В дни Первой мировой войны, предчувствуя, как
и все мыслящие люди, начало грядущих потрясений, Бунин не
находил себе места. Бурный творческий подъём сменился депрессией,
состояние безысходности сковывало его волю и ум. Желая найти
какую-то точку опоры, он решил посетить монастыри и церкви,
дававшие ему когда-то сердечное умиротворение и нравственное
очищение. 1 января 1915г.
Бунин
с племянником Колей были в Марфо-Мариинской обители, Успенском
соборе Кремля, Зачатьевском и Новодевичьем монастырях Москвы.
3 января (по ст.стилю- сост.) они приехали в Троице - Сергиеву
лавру, 4 января посетили Черниговский скит.
|
|
В
дневнике Бунина читаем: «В два часа поехали с Колей в Троицко-Сергиевскую
лавру. Были в Троицком соборе у Всенощной...». Надежды Бунина на
душевное успокоение не оправдались. «Всё вспоминаются монастыри
– сложное и неприятное, болезненное чувство»,- записал он с разочарованием
в дневнике 7 января. В этот же день Бунин создал два стихотворения
«Перстень» и «Слово». Значит, это паломничество не было для него
напрасным.
«В первом
(стихотворении-сост.) «сложное», иначе сказать, противоречивое,
двойственное впечатление от церквей переосмыслилось в контрастное
сопоставление драгоценного перстня,…, и пошлой базарной толпы,…,
– извечная трагическая несовместимость «божественного дара» с презренным
бытом. И знаменитое бунинское «Слово»!... Надо было Бунину обойти
«в дни злобы и страданья» особо чтимые в народе святыни, чтобы окончательно
убедиться в том, что «всё тленно на земле и безгласны останки»,
что «из древней тьмы,…, звучат лишь Письмена». (Палагин Ю.Н.-сост.).
Под впечатлением
от посещения святых мест был написан и рассказ «Аглая». Начатый
еще в 1914, он был закончен через два года. Рассказ возник из наблюдений
прошлых лет и, наверное, не без влияния дней, проведённых писателем
в Лавре и Черниговском скиту. Бунин показал, насколько выродилось
в откровенное ханжество некогда беспорочное, святое служение христианским
заветам. «Кристально чистым остался в памяти Бунина лишь образ Преподобного
Сергия Радонежского». (Палагин Ю.Н.-сост.).
В Троице-Сергиевой
обители писатель побывал еще раз в апреле 1919 года, после того,
как были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение мощи Сергия
Радонежского.
Перстень
Рубины
мрачные цвели, чернели в нём,
Внутри пурпурно-кровяные,
Алмазы вспыхивали розовым огнём,
Дробясь, как слёзы ледяные.
Бесценными играл заветный перстень мой,
Но затаёнными лучами:
Так светит и горит сокрытый полутьмой
Старинный образ в царском храме.
И долго я глядел на этот божий дар
С тоскою, смутной и тревожной,
И опускал глаза, переходя базар,
В толпе крикливой и ничтожной.
7.I.15
Москва
Слово
Молчат
гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат
лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
7.I.15
Москва
1. Бунин, И.А. Аглая [рассказ] / И.А.Бунин // Собр. соч.:
в 6-ти т. / редкол.: Ю.Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; подгот.
текста, статьи-послесл. и коммент. А.А. Саакянц. – М.: Худож.лит.,1988.
– Т. 4. - С. 99-106.
Рассказ
принадлежит к числу любимых самим автором. В этом произведении писатель
применил сказовую манеру повествования в духе древнерусской житийной
литературы.
Героиня
произведения - простая деревенская девушка, которую вырастила старшая
сестра. Аглая, в миру Анна, была воспитана на житиях святых праведников.
Именно её из толпы паломников «выглядел и поманил к себе» батюшка
Родион и сказал: «Счастье моё, жертва не мудрая! Будь невестой не
земной, а небесною!». Отрешённая от мира и от своей воли, она беспрекословно
подчинилась старцу, настолько, что по его велению умерла в назначенный
срок.
2.
Бунин, И.А. Дневники. / И. А.Бунин // Собр. соч.: в 6-ти т. / редкол.:
Ю.Бондарев, О. Михайлов, В.Рынкевич; подгот. текста, статьи-послесл.
и коммент. О. Михайлова. – М.: Худож.лит.,1988. – Т. 6. - С. 354-355.
3.
Бунин, И.А. Перстень [стихотворение] / А.И.Бунин // Собр. соч.:
в 6-ти т. / редкол.: Ю.Бондарев, О. Михайлов, В.Рынкевич; вступ.
статья А.Твардовского; сост.,подгот. текста и коммент. А.Бабореко;
статья «Поэзия Бунина» О.Михайлова. – М.: Худож.лит.,1987. – Т.
1. - С. 287.
4.
Бунин, И.А. Слово [стихотворение] / А.И.Бунин // Собр. соч.: в 6-ти
т. / редкол.: Ю.Бондарев, О. Михайлов, В.Рынкевич; вступ. статья
А.Твардовского; сост.,подгот. текста и коммент. А.Бабореко; статья
«Поэзия Бунина» О.Михайлова. – М.: Худож.лит.,1987. – Т. 1. - С.
287.
5. Бабореко, А. И.А.Бунин: материалы для биографии / А.
Бабореко.– М.: Худож. лит., 1967. – С.203.
6.
Бабореко, А. Бунин: Жизнеописание / А. Бабореко. – М.: Молодая гвардия,
2004. – С.211: ил. – (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер.биогр.:
осн. в 1890 г. Ф.Павленковым и продолж. в 1933 г. М.Горьким; вып.
1106 (906).
В
книге приводятся отрывки из дневника Бунина о поездке в Лавру и
Черниговский скит.
7.
Иван Алексеевич Бунин // Русские писатели в Москве: сборник / сост.
Л.П. Быковцева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Моск. рабочий,
1987. – С. 696-706.
8.
Палагин, Ю.Н. В поисках опоры / Ю.Н.Палагин // Вперёд. – 1999. –
25 декабря (№ 145). – С. 5.
9.
Палагин, Ю.Н. Иван Алексеевич Бунин / Ю.Н.Палагин // Русские писатели
и поэты ХХ века в Сергиевом Посаде. Ч. IV: из книги «Русские и зарубежные
писатели ХIV-ХХ веков о Сергиевом Посаде». – Сергиев Посад: ООО
«Все для Вас-Подмосковье», 2009. – С.166-188.
10.
Палагин, Ю.Н. Последние дни в России / Ю.Н.Палагин // Сергиевские
ведомости. – 2008. – 7 ноября (№ 44). – С. 15.
|