bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


ИСКАТЕЛИ. Ленфильм, 1956

Цветной художественный фильм Михаила Шапиро по мотивам одноименного романа Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Инженер Андрей Лобанов бьется над созданием необходимого для энергетики прибора, определяющего точное место разрыва электрического кабеля. Но сталкивается с сопротивлением коллег, руководства, системы. В формате производственной драмы фильм поднимает вечные вопросы: как примирить старое и новое, творчество и регламентацию, талант и зависть, ум и глупость? Не история ли это Джордано Бруно бесчисленный раз повторилась на спиралях истории? Зритель ждет: не воспылает ли костер, уносящий главного героя в бездну?

Подробнее...

ПОСЛЕ СВАДЬБЫ. Ленфильм, 1962

Цветной художественный фильм Михаила Ершова по мотивам одноименной повести Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Заводского механика Игоря Малютина после свадьбы направляют работать в колхоз. Пройдя через смятения, он уезжает из города в деревню и остается там. При всей кажущейся простоте сюжета, традиционно важное значение для гранинского повествования приобретает фон, вращающийся вокруг главного героя. Конфликт уже обросшего жирком послевоенного города и выдержавшей раскрестьянивание голодной деревни. «Наш хлеб ешь!», – обвиняет горожанина Малютина приехавший из деревни парень. Противостояние личного и общественного. «Почему я не могу жить, как хочу?» – лейтмотивом всей «оттепели» звучит в фильме вопрос. Едва заметный стёб над казарменной идеологией: «Что сейчас происходит в Японии?» И глаза Тони, провожающие Игоря Малютина в деревню, не могут не напомнить зрителю образ жены декабриста. Только вот хватит ли у нее сил последовать за ним?

Подробнее...

ИДУ НА ГРОЗУ. Ленфильм, 1965

2-серийный черно-белый художественный фильм Сергея Микаэляна по одноименному роману Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Молодой физик Сергей Крылов пытается научиться управлять грозой. Не только природа не стремиться раскрыть свои тайны, но и система отказывается помогать ему в этом. Так ХХ ли век показан в фильме? Не средневековые ли жрецы защищают свои святыни? А Дан – не мудрейший ли учитель, познавший горечь предательства, обретает холод могилы? Не с языческим ли трепетом борются повелители молний, пытаясь обуздать Зевса?

Подробнее...

ПЕРВЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ. Ленфильм, 1965

Черно-белый художественный фильм Леонида Квинихидзе по сценарию Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Кинокартина является очередным обращением к теме революции. Но в ней нет и следа от пафоса киноэпопеи М. Ромма «Ленин в Октябре». Здесь всё смотрится не так, как показано в учебниках истории. Всё карикатурно, сродни комедийной пародии, отражающей авантюрные приключения главного героя на крутом повороте истории. Похождения крестьянина Василия Шубина происходят в Петрограде во время революционных событий 1917 г. Наивный до непосредственности русский мужик напоминает бравого солдата Швейка, становясь причиной появления различных курьезных ситуаций в кишащем революционном муравейнике. Он даже знакомится с Лениным, который то ли в шутку, то ли всерьез признается, что этот русский мужик есть его «первый посетитель». Под звучащую в фильме музыку, написанную В. Соловьевым-Седым, перед зрителем разворачивается трагикомичный фарс. На крылатые фразы могли быть растасканы реплики героев: «Ну, Вась, пошли с нами… Зимний дворец брать», «Винтовка для вида, она не стреляет»… Карикатурность усиливает королевский вид советского наркома Александры Коллонтай и ее признание: «Господи, я еще ничего не знаю». «Заваруха, теперь и вовсе концов не найдешь», – делает свое умозаключение русский Швейк-Шубин. Пророчески звучат слова выдающегося комедийного актера Сергея Филиппова в роли чиновника Временного правительства: «Все вернется на круги своя». Вот такой получилась революция «по Гранину».

Подробнее...