bibl head1

Центральная городская библиотека
им. А.С. Горловского


ОДНОФАМИЛЕЦ. Свердловская киностудия, 1978

2-серийный цветной телевизионный художественный фильм Ольгерда Воронцова по одноименной повести Даниила Гранина, созданный на Свердловской киностудии.
Фильм предлагает неожиданный для своего времени взгляд на науку (тем более советскую и тем более математику): конкурирующие между собой бюрократические группировки, доченьки и зятьки, приоритет неизменного, когда вместо «выводов» рассматривают «выгоды». Человек с иными установками имеет мало шансов выжить в этой среде. Вот и Павел Кузьмин, молодой талантливый математик, предпочел уйти на производство. Но рукописи, как известно, не горят. Спустя десятилетия отыскалась одна публикация Павла Кузьмина, в которой он предлагал, как оказалось, верный путь решения сложной задачи. Признаться, что он – тот самый Кузьмин? И принять правила игры бюрократов от науки? Или признать себя однофамильцем?

Подробнее...

ПЕРВЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ. Ленфильм, 1965

Черно-белый художественный фильм Леонида Квинихидзе по сценарию Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Кинокартина является очередным обращением к теме революции. Но в ней нет и следа от пафоса киноэпопеи М. Ромма «Ленин в Октябре». Здесь всё смотрится не так, как показано в учебниках истории. Всё карикатурно, сродни комедийной пародии, отражающей авантюрные приключения главного героя на крутом повороте истории. Похождения крестьянина Василия Шубина происходят в Петрограде во время революционных событий 1917 г. Наивный до непосредственности русский мужик напоминает бравого солдата Швейка, становясь причиной появления различных курьезных ситуаций в кишащем революционном муравейнике. Он даже знакомится с Лениным, который то ли в шутку, то ли всерьез признается, что этот русский мужик есть его «первый посетитель». Под звучащую в фильме музыку, написанную В. Соловьевым-Седым, перед зрителем разворачивается трагикомичный фарс. На крылатые фразы могли быть растасканы реплики героев: «Ну, Вась, пошли с нами… Зимний дворец брать», «Винтовка для вида, она не стреляет»… Карикатурность усиливает королевский вид советского наркома Александры Коллонтай и ее признание: «Господи, я еще ничего не знаю». «Заваруха, теперь и вовсе концов не найдешь», – делает свое умозаключение русский Швейк-Шубин. Пророчески звучат слова выдающегося комедийного актера Сергея Филиппова в роли чиновника Временного правительства: «Все вернется на круги своя». Вот такой получилась революция «по Гранину».

Подробнее...

ПЕТР ПЕРВЫЙ. ЗАВЕЩАНИЕ. «2-Б-2 Интертэйнмент», 2011

4-серийный телевизионный художественный фильм Владимира Бортко по мотивам романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».
Телефантазия о последних годах жизни Петра I. Зритель погрузится в нервную, насыщенную атмосферу русского императорского двора. Таинственный любовный роман Петра I с молдавской княжной Марией Кантемир, интриги соперничающих фаворитов, пытки и казни приближенных… Всё, о чем умалчивают документы, здесь домыслено, подслушано из легенд, доведено до своего логического конца. Создав империю, оставалось лишь передать власть в надежные руки наследника. Кого же назовет Петр на смертном одре?..

Подробнее...

ПОРАЖЕНИЕ. Мосфильм, 1987

4-серийный цветной телевизионный художественный фильм Булата Мансурова, созданный на киностудии «Мосфильм», является новой экранизацией романа Даниила Гранина «Иду на грозу».
Молодой физик Крылов пытается научиться управлять грозой. Но природа не желает подчиняться человеку. Зайдя в грозовое облако, летчик констатирует: «Вот она, преисподняя!». Так что, поражение неизбежно? См. «Иду на грозу. Ленфильм, 1965».

Подробнее...

ПОСЛЕ СВАДЬБЫ. Ленфильм, 1962

Цветной художественный фильм Михаила Ершова по мотивам одноименной повести Даниила Гранина, созданный на киностудии «Ленфильм».
Заводского механика Игоря Малютина после свадьбы направляют работать в колхоз. Пройдя через смятения, он уезжает из города в деревню и остается там. При всей кажущейся простоте сюжета, традиционно важное значение для гранинского повествования приобретает фон, вращающийся вокруг главного героя. Конфликт уже обросшего жирком послевоенного города и выдержавшей раскрестьянивание голодной деревни. «Наш хлеб ешь!», – обвиняет горожанина Малютина приехавший из деревни парень. Противостояние личного и общественного. «Почему я не могу жить, как хочу?» – лейтмотивом всей «оттепели» звучит в фильме вопрос. Едва заметный стёб над казарменной идеологией: «Что сейчас происходит в Японии?» И глаза Тони, провожающие Игоря Малютина в деревню, не могут не напомнить зрителю образ жены декабриста. Только вот хватит ли у нее сил последовать за ним?

Подробнее...

ЧИТАЕМ БЛОКАДНУЮ КНИГУ. ТВ Купол, 2009

Цветной документальный фильм Александра Сокурова по мотивам «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина.
Чтение «про себя» или чтение «вслух» имеет различное измерение. В первом случае эмоции остаются, как правило, внутри читающего человека, а во втором – выходят наружу. Чтение «вслух» «Блокадной книги», основанной на многочисленных свидетельствах очевидцев трагедии, разыгравшейся в осажденном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, – трудная задача, особенно для неподготовленного человека. Поэтому так легко выступают эмоции у случайно подобранных людей – продавца, курсанта, школьника… смотрящих перед камерой в «Блокадную книгу». У текста как бы появляется подтекст, написанный эмоциями, и в этом главное достоинство фильма. Более искусны в чтении «Блокадной книги» профессиональные актеры, как правило, привыкшие скрывать свои настоящие эмоции под маской самообладания. Ведь этому они специально учились. В действительности, на фоне актеров эффект малоопытных чтецов становится виден еще лучше, сильнее. При всей разности людей, читающих «Блокадную книгу», все они объединены искренностью, желанием сопереживать жителям осажденного города.

Подробнее...

  • 1
  • 2